СЕКРЕТЫ РИМА
Если, стоя посреди Пьяцца Навона, вы на минутку оторвете свой восхищенный взгляд от фонтанов Бернини, барочной церкви святой Агнессы и греющихся на солнышке голубей и отыщите глазами дом № 34, то вы увидите небольшой белый камень, вписанный в стену. Присмотритесь к нему получше и поймете, что это совсем не камень, а лицо человека… Теперь устраивайтесь поудобнее, друзья. Я расскажу вам о секретных места Рима, таких, о которых зачастую не знают даже его жители.
Сердце или помидор?
Каждый день на главную католическую церковь – собор святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro) – приходят полюбоваться тысячи туристов. Если вы когда-нибудь видели очередь из желающих войти внутрь папской базилики, то знаете, о чем я говорю. Между тем, совсем немногие обращают внимание на камни, которыми мощена площадь все того же святого Петра. А ведь среди них скрывается кое-что любопытненькое.
Загадочный камень, на котором нарисовано сердце, вы найдете у барельефа Sud West Libeccio, изображающего южно-западный ветер. Кто автор «Сердца Нерона» (так камень прозвали мальчишки, игравшие на площади много веков назад), неизвестно, но есть версии, что им мог быть Микеланджело, который долгое время жил и работал в Риме, или Бернини – автор колоннады на площади Святого Петра (piazza San Pietro) и нескольких римских фонтанов. Вроде как, обоим не свезло в любви.
Я нашла вполне резонную версию о том, что «Сердце Нерона» это вовсе не сердце, а помидоры на веточке. Если перевернуть изображение, то можно увидеть сходство. Что скажите?
Дети неизвестных матерей
Окошко, в котором мать может анонимно оставить нежеланного ребенка и которое сейчас называется «бэби-боксом», в Средневековой Италии называли «Ruota degli esposti», то есть «колесо выброшенных». Создание подобных мест в те времена было вынужденным, так как у многих женщин не находилось средств на воспитание детей, и они попросту бросали младенцев посреди улицы или, хуже того, убивали.
В Риме, в стене здания больницы Святого Духа (Ospidale di Santo Spirito), вы можете увидеть такое «колесо». Нищие матери приносили сюда своих малышей, укладывали их в специальное отверстие и звонили в колокольчик, оповещая работников госпиталя, что прибыл новый воспитанник. Ребенку давали имя и, регистрируя его, уточняли, что мать неизвестна: figlio di madre ignota. Со временем родилось итальянское ругательство: «ребенок неизвестной матери». А термин esposto («выставленный», «выброшенный») заложил корень фамилии Эспозито.
Лицо в стене
Вот мы и добрались до пресловутого лица в стене дома № 34 на площади Навона (piazza Navona). Согласно легенде, это профиль человека, пострадавшего из-за своей нелюбви к Папе Сиксту V.
Священник, который был выбран Папой Римским в 1585 году, говорят, любил пошпионить: он переодевался в простые одежды и выходил в народ, чтобы узнать, как к нему относятся. Однажды под его расспросы попал хозяин лавки на площади Навона. Ну и выдал все то, что думал о Папе… самому Папе. За свои слова, понятное дело, ему пришлось заплатить, зато друзья правдолюбца увековечили его профиль на стене дома.
Статуя, говори!
Если вы хотите оторваться от стандартного маршрута Ватикан-Колизей-Пантеон и увидеть необычные места в Риме, советую вам поискать «говорящие статуи» - statue parlanti. Еще в 16-м веке римляне, которые были не согласны с политической ситуацией в стране, начали приклеивать стишки и карикатуры на городские статуи, как бы наделяя их голосом.
Всего таких статуй шесть. Самая главная из них находится как раз за площадью Навона и называется Пасквино (Pasquino), а карикатурные листовки, которые недовольные жители и туристы прикрепляют возле нее, - «пасквили». На одном из «пасквилей», которые мы увидели, был изображен российский президент с пометкой о том, что у него очень маленький пенис. Девушка с разбитым сердцем нарисовала?
Для самых внимательных
Художник, который приступал даже к самым сложным работам без предварительных эскизов, - Караваджо – трудился в Риме в конце 16-го – начале 17-го века. До тех пор, пока ему не пришлось бежать из города из-за убийства, в котором его обвинял Папа Павел V. Очевидно, с представителями церкви он никогда не ладил. Чтобы убедиться в этом стоит повнимательнее приглядеться к его картине «Святой Матфей и ангел», которая украшает стены церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi de’ Francesi).
Местные священники забраковали первый вариант картины, на котором Караваджо изобразил святого безграмотным стариком с большими мозолистыми ногами, который с трудом писал свой Евангелие, а ангел направлял при этом его руку. Эксцентричный художник не мог принять того, что кто-то указывал ему, как рисовать, и, да, он переделал картину, но(!) с небольшой деталью, которую мало кто мог бы заметить. Приглядитесь к табурету, на который опирается коленом святой Матвей. Создается впечатление, будто он вот-вот упадет, а вместе с ним рухнет и все творение!
Кстати, первоначальный вариант выкупил один немецкий банкир, но во время штурма Берлина в 1945-м он был уничтожен.
Еврейское гетто
Некоторые секреты Рима связаны с местом, в котором долгое время обитали не римляне, а народ с другой культурой, вероисповеданием и даже кухней. Евреи начали заселять земли у реки Тибр еще до распространения христианства, а в середине 16-го века их, по приказу Папы Римского, закрыли за стенами Гетто.
Жители этого квартала не имели права заниматься коммерцией, едва умещались на небольшом клочке земли, умирали от эпидемий, и все это подкреплялось тем, что Гетто постоянно затапливал протекающий рядом Тибр. Мучения кончились лишь спустя три сотни лет, когда Рим был вырван из рук Папы и стал частью Италии. Стены Гетто были снесены, евреи стали итальянскими гражданами, но ужас для этого народа не закончился. В октябре 1943 года больше тысячи жителей были вывезены из своих домов и отправлены в концлагеря. Вернулись оттуда единицы.
В Еврейском Гетто в Риме совсем мало туристов, и это нам на руку – можно спокойно любоваться достопримечательностями. Самая заметная из них – Большая Синагога (Tempio Maggiore) – была построена уже после того, как стены Гетто рухнули. Сейчас здесь находится Еврейский музей, попасть в который можно за 11 евро. Напротив Синагоги – римские развалины, напоминающие Колизей и Римский Форум. Когда-то на этом месте стояли Портик Октавии (Portico di Ottavia) и Театр Марцелла (Teatro di Marcello).
На улице, ведущей на запад от Портика, via del Portico di Ottavia, полно ресторанов кошерной кухни. Блюда в них готовятся в соответствии религиозными канонами иудаизма. Например, здесь вы не встретите блюда из свинины или зайчатину. Советую попробовать артишоки по-иудейски (carciofi alla giudia), маринованные цуккини (concia), хумус, который подается с питой, фалафель, рыбный суп.
Уцелевший цирк
Я уже писала о древней Аппиевой дороге в другой статье о секретных местах в Риме. И если вы до нее добрались, то побывайте заодно и в Цирке Максенция (Circo di Massenzio), что находится вдоль этой дороги и представляет собой небольшой парк с некоторыми уцелевшими древнеримскими строениями.
Это второй по величине римский цирк, на территории которого во времена великой Империи проходили конные состязания и который вмещал около десяти тысяч зрителей. Он также лучше прочих сохранился и дожил до наших дней. Должно быть, причина этого в том, что создавший его император Максенций умер довольно рано, и комплекс, названный его именем, забросили, переместив соревнования в Большой Цирк в центре Рима. Есть версия, что Цирк Максенция вовсе никогда не был использован по назначению.
Думаю, что сегодня мне удалось вас убедить в том, что Рим – это еще больше, чем его грандиозные, но уже слегка приевшиеся символы, и что изучать его нужно буквально под лупой, а никак не из окна туристического автобуса. Этот город не зря называют вечным – он хранит в себе истории и легенды, которые находятся вне времени. И пока есть те, кто их рассказывает, Рим живет.
В следующий раз мы продолжим прогулку по необычным местам в Риме, и я покажу вам самый высокий в мире обелиск, осла, который умеет летать, и церковь, которая предвещает конец света.
Комментариев 0