МУЗЕЙ КИНО В ТУРИНЕ И ВЫСТАВКА ЖИВОТНЫХ-АКТЕРОВ
Как-то раз в июне 1941 года, когда Италия и другие страны были погружены во вторую мировую войну, молодая женщина-историк Мария Адриана Проло записала в своем ежедневнике весьма амбициозную цель: создать музей кино.
Она работала в Королевской библиотеке Турина, обожала литературу и еще больше кинематограф. Обстановка в городе этому способствовала – Турин был своего рода «итальянским Голливудом»: в нем трудились больше сотни киностудий, снимались фильмы, не только рассчитанные на отечественного зрителя, но и транслируемые в зарубежных кинотеатрах.
Идею создать музей кино в Турине синьоре Проло удалось реализовать спустя семнадцать лет – в 1958 году. За это время была создана ассоциация, призванная собирать материал, любым образом связанный с кинематографом, а к Марии Адриане присоединились другие кинолюбители – режиссеры, сценаристы, кинокритики. Первоначально собранную коллекцию поместили в Дворец Кьяблезе (Palazzo Chiablese), что находится рядом с Королевским дворцом (Palazzo Reale), и только в 2000 году туринский Музей кино переехал в башню Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) – символ города и его самое высокое здание.
Коротко о Моле Антонеллиана
Если бы архитектор Алессандро Антонелли, так же как и испанский Гауди, не был слегка «двинутым» на своей идее создать нечто, выходящее за рамки тогдашнего представления об архитектуре, у нас бы никогда не было Моле.
Создание своей «вертикальной мечты» (так архитектор называл будущее творение) Антонелли начал в 1863 году. Здание должно было стать главной синагогой страны, поэтому у него такая необычная форма. Но уже спустя шесть лет строительства, которое сам архитектор никак не желал останавливать, еврейская община отказалась финансировать его «капризы». К счастью (и для нас, и для Антонелли), проектом заинтересовался муниципалитет Турина, и Моле Антонеллиана выросла с 70-и метров до 167,5, став самым высоким зданием Европы того времени.
Как создавалось кино
Музей кино в Турине начинается с «археологической» зоны. Здесь хранятся «прадедушки» современных фотоаппаратов и камер, как, например, вот этот здоровенный агрегат 1900 года
фоторамки, старинные портреты, фигурки из театра теней,
первые видеосъемки, которые длились всего несколько секунд. На пленках запечатлены смеющийся мальчишка, шагающая лошадь, мужчина, начищающий себе ботинки… Сейчас этим никого не удивишь, а вы представьте жителей конца 19-го века, которые видят, как с экрана на них движется поезд из краткометражки братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты».
Первые залы интерактивные. Потрогать что-то руками не только можно, но и нужно, чтобы понять, как работает кино. Встаньте между «кривыми» зеркалами, чтобы увидеть себя с одной стороны тощим анорексиком, а с другой – пышкой; отыщите в непонятных фигурах попугая, а в обезображенном растянутом изображении – женщину.
В одном из залов через стереоскоп вы увидите, каким был Турин в начале 20-го века, а в другом – найдете панораму города в наши дни.
Не проходите мимо комнаты с надписью Fantasmagoria. Этакий «хоррор»-спектакль, который создается при помощи «волшебного фонаря» – laterna magica – аппарата, проектирующего изображения на стену. Автором первых «фантасмагорий» был Этьен Гаспар Робертсон. Он не только транслировал изображение на вертикальную поверхность, но и передвигал его, использовал звук, имитировал туман, часто пугая зрителей своих спектаклей.
Кино в наше время
Окунувшись в историю, поднимайтесь на следующий этаж, в огромный зал с двумя экранами – aula del Tempio. Если прогулка по нижнему этажу вас утомила, вы можете прилечь на один из диванчиков и посмотреть сцены из фильмов с участием животных, которые здесь транслируются по случаю выставки «Bestiale!». Но о ней чуть позже.
На первом этаже находятся несколько залов, которые перенесут вас в атмосферу того или иного жанра кино. Это и вестерн с симпатичными ковбоями вроде Клинта Иствуда, раскиданными стульями и битыми бутылками в баре
И драма, в которой переплетаются любовь, смерть и огромная кровать – еще одно место, куда можно прилечь, чтобы отдохнуть «Мультяшное», выскакивающее из груди сердце и сейф с деньгами, в которых любил искупнуться Скрудж Макдак. А потом и вовсе фантастический фильм и его герой – пришелец с другой планеты, которого легко сначала принять за землянина.
Поднимитесь еще выше, в секцию La Macchina del Cinema, и посмотрите небольшой и забавный фильм, созданный специально для музея кино в Турине, чтобы рассказать (и показать) гостям, как делаются фильмы: от звука и работы оператора до спецэффектов.
«Bestiale!» – четырехлапые актеры
А теперь о выставке. Проходит она здесь с июня до 8 января и посвящена животным-актерам. На фотографиях, афишах и в видео-материалах есть и мышка из «Зеленой мили», которую сыграли аж тридцать крошечных «актеров», и тигр из «Жизни Пи», который, кстати, в некоторых сценах был настоящим, но вот с актером Сураджем Шармой никогда не контактировал.
Почитайте истории пса Угги, получившего «оскар» для животных – «Золотой ошейник» - и «написавшего» собственную книгу; кота Рубарба, побывавшего в объятьях Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» и путешествовавшего исключительно первым классом; Кейко – касатки из фильма «Освободите Вилли», - который так и не смог привыкнуть к свободной жизни.
В детстве я плакала над моментом с тонущей в болоте лошадью из «Бесконечной истории». Оказывается, чтобы обучить коня Артакса спокойно стоять на специальной платформе, погружающей его в «болото», двум дрессировщикам понадобилось семь недель. Еще сложнее было отыскать подходящую собаку-самку на роль знаменитой Лесси в фильме 1943-го года, поэтому ее сыграл самец Пол, а в продолжениях – его сыновья и внуки.
А вот на роль кота Боба, прославившего своего хозяина, уличного музыканта Джеймса Боуэна, не подошел никто кроме… самого Боба!
На экранах в главном зале транслируются отрывки из самых знаменитых фильмов с участием животных, а также небольшой документальный фильм, рассказывающий о том, как четырехлапых героев кино создают на компьютере и как готовят к съемкам реальных животных-актеров.
Времена запугивания и жесткой дрессировки прошли, говорят укротители диких зверей, но если у вас крепкие нервы, поднимитесь на самый последний этаж и побывайте в комнате, посвященной насилию над животными в кинематографе. Этот вопрос в конце выставки поднимает ENPA – итальянская организация по защите животных. Она же предлагает любителям братьев наших меньших посмотреть фильм 2014-го года – Italo – рассказывающий о дружбе между мальчиком и собакой Я только за!
Музей кино открыт с 9 до 20 каждый день кроме вторника, а в субботу - до 23.
Стоимость билета: 10 евро + 4 евро, если хотите подняться на вершину башни Моле и увидеть Турин с высоты
Комментариев 4